Лекция 2. Классное руководство

ОНЛАЙН-МАРАФОН "СОВРЕМЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ. КТО ОН?"
Организуем детей, общаемся с родителями
В идеальной картине работа классного руководителя имеет два направления: он руководитель, то есть осуществляет административную функцию; он наставник, старший друг, помогающий детям преодолеть жизненные вызовы. Предполагается, что классный руководитель умеет насытить общение с ребенком глубоким эмоциональным переживанием, помогает становлению личности ребенка, способствует обретению им свободы и ответственности за себя.

Подобных красивых формулировок можно перечислять много, но что на практике происходит в работе классного руководителя многие из нас знают на собственном опыте. На чем же строится работа классного руководителя в существующих условиях? Об этом письмо эксперта и дополнительные материалы к нему.

Нормативно-правовая база

Регламентирует работу классного руководителя:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями 2018 года

2. Инструктивно-методические документы Министерства образования и науки РФ об организации воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях и деятельности классного руководителя

3. ФГОС начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года № 373 (в ред. приказа Минобрнауки России от 29 декабря 14 года № 1643)

4. ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года № 1598

5. ФГОС основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (в ред. приказа Минобрнауки России от 29 декабря 14 года № 1644)

6. ФГОС среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 (в ред. приказа Минобрнауки России от от 29 декабря 14 года № 1645).

На основании этих документов школа разрабатывает положение о классном руководителе и утверждает его на педагогическом совете. В положении четко прописываются цели, задачи, ежедневные, еженедельные, ежемесячные, квартальные и годовые обязанности классного руководителя. Обозначаются права и зоны ответственности, а также критерии оценки классного руководителя.

Пример положения о классном руководителе

Про деньги

В положении должна быть четко указана сумма выплат классному руководителю и на основании чего она устанавливается.

При этом (к сожалению) в каждом регионе сумма выплаты разная. За активную и плодотворную деятельность классному руководителю по решению администрации школы может быть выплачена стимулирующая надбавка.

Зоны ответственности классного руководителя

Ответственность классного руководителя определяется и прописывается на уровне образовательного учреждения с основой на те законодательные акты, которые обозначены выше.

Но если брать функциональное разделение обязанностей, то в современных условиях оно выглядит так:

Формы работы с детьми

Основной формой работы классного руководителя считается классный час — он и просвещает, и ориентирует, и направляет учащихся. Кроме традиционных классных часов, руководитель может (и это рекомендуется) проводить личностно-ориентированные классные часы.

Личностно-ориентированный классный час проводится в круге – форма групповой работы, проникшая в деятельность классного руководителя из психологии, там их название Т-группы.

В общем виде работа в круге имеет три блока:

1. Разминка. Ее цель – создание доброжелательной атмосферы в группе. С этой целью проводятся специальные упражнения, которые позволяют снять зажатость, устранить барьеры на пути к общению. Это приветствия, комплименты и т.д.

2. Основные упражнения (в парах, тройках), в которых реализуется цель личностно-ориентированного классного часа. Это упражнения, направленные на формирование позитивного отношения к каждому и умение общаться. Каждое упражнение, как правило, обсуждается, совместно анализируется.

3. Заключительная часть работы в круге – рефлексия. Высказываются все по кругу. Примерные формулы высказываний: «Самым важным для меня в занятии было…», «На занятии я понял, что…», «На занятии я почувствовал…», «Больше всего я сейчас в себе люблю…», «Сегодня я узнал, что я…», «Самым важным для меня было…» и т.д.

Список возможных тем на личностно-ориентированные классные часы

Практикумы общения направлены на обучение общению и также проводятся в круге. Они могут выстраиваться следующим образом:

1. Психологическая разминка.
2. Информация, необходимая для работы. Отработка техник общения (Я-высказывание, Я-слушание, активное слушание, этическая защита и т.д.)
3. Проигрывание ситуаций (в микрогруппах, один эксперт).
4. Анализ ситуаций экспертами.
5. Общее обсуждение упражнений.
6. Рефлексия.

Игры, направленные на коррекцию общения.
"Необитаемый остров","Воздушный шар", "Кораблекрушение", "Почетный гость", "Свое пространство", "Живая скульптура", "Суд", "Скверная компания".


Формы работы с родителями

Это может быть традиционный классный час, личностно-ориентированный классный час, консультация, совместные с детьми проекты, игры, праздники. Хорошо, когда получается привлечь родителей к составлению программы личностного роста ребенка. Пример такой работы.

Дополнительная информация

Made on
Tilda