Лекция 5. Сопровождение детей с ОВЗ
ОНЛАЙН-МАРАФОН ДЛЯ ВСЕХ, КТО СВЯЗАН С ДЕТЬМИ С ОВЗ
Участники процесса и их функционал
Современная образовательная политика РФ ориентирована на стандартизацию всей системы обучения детей — с дошкольного возраста до студенчества. В практике сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья реализуются также федеральные государственные стандарты: обучающихся с ОВЗ, обучающихся с умственной отсталостью, дошкольного образования, которые разработаны в едином ключе образовательной идеологии страны.
Образовательный стандарт для особенных детей
Впервые в истории России образовательный стандарт для детей с особыми образовательными потребностями был разработан в 1992 году, однако на законодательном уровне так и не принят. Система образования таких детей требовала реорганизации, потому что изменился контингент в различных аспектах: утяжеление структуры дефекта, изменения личностного и социального плана и т.д.

Новые ФГОС обучающихся с ОВЗ ориентированы на изменение образовательной парадигмы, так как дети с особыми образовательными потребностями, но обучающиеся по устаревшим программам и учебным планам, оказались не подготовленными к самостоятельной жизни, к продолжению обучения и получению профессии.

В соответствии с требованиями стандарта организационный раздел основной образовательной программы всех образовательных учреждений должен содержать описание системы психолого-педагогических условий и ресурсов.

Основные требования:

  1. Обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к дошкольной и начальной ступени общего образования с учётом специфики возрастного психофизического развития обучающихся.
  2. Формирование и развитие психолого-педагогической компетентности участников образовательного процесса.
  3. Обеспечение вариативности направлений и форм, а также диверсификации уровней психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса.

Кто должен сопровождать особенных детей?

Чтобы успешно исправлять нарушения и компенсировать деятельность всех физиологических систем организма детей с нарушениями развития, — необходимо хорошо знать, какие именно нарушения присущи той или иной группе, в каких формах проявляются недостатки, первичны они или вторичны.

Поэтому для коррекции и компенсации недостатков развития необходимо (!) сопровождение узких специалистов — врача –психиатра, невролога, офтальмолога, сурдолога, логопеда, дефектолога и психолога.

Психолог будет корректировать недостатки и нарушения эмоционально-личностной сферы, логопед преодолевать речевые нарушения, дефектолог работать по развитию познавательной деятельности. Врачи назначат лечение по профилю заболевания.

Подробный функционал узких специалистов и с какими вопросами к ним можно обращаться можно посмотреть в профессиональных стандартах: приказ минтруда России от 24.07.2015 № 514-н, в едином квалификационном справочнике, утвержденном минтруда России 21.08.1997 № 37; в едином квалификационном справочнике, утвержденном приказом минздравсоцразвития от 23.07.2010 № 541-н; в единых квалификационных требованиях, утвержденных приказом минздрава России от 08.10.2015 № 707-н.

Психолого-педагогическое сопровождение

Для успешного обучения и развития особенного ребенка в школьной среде должны быть определены конкретные формы, содержание, технологии деятельности специалистов: комплексная диагностика, развивающая и коррекционная деятельность, консультирование педагогов, родителей (в том числе с помощью современных форм), экспертная деятельность по определению и коррекции программы индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как компонента адаптированной образовательной программы с процессом социализации включаемого ребенка.

Поэтому в этой работе обязательно участвуют школьный педагог-психолог, социальные работники, педагоги в структуре образовательных организаций, родители, специалисты ПМПК.

Дополнительная информация

Made on
Tilda