Лекция 3. Инклюзия как среда
ОНЛАЙН-МАРАФОН ДЛЯ ВСЕХ, КТО СВЯЗАН С ДЕТЬМИ С ОВЗ
И чем она отличается от интеграции
Во всем мире, и в России в том числе, инклюзия — приоритет. Право любого ребенка на образование, вне зависимости от его психофизических возможностей, уже закрепляется на уровне закона и госстандартов (об этом подробно в следующем письме), но далеко не всегда на уровне человека. Давайте разбираться, что такое вообще инклюзия и чем она отличается от интеграции.
Цели создания инклюзивной среды и ее характеристики
Инклюзия (от inclusion – включение) — процесс увеличения степени участия всех граждан в социуме, и в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии. В контексте образования создание инклюзивной среды предполагает, прежде всего, разработку и применение таких конкретных решений, которые смогут позволить каждому ученику равноправно участвовать в образовательной (а следом и общественной) жизни.

Цели инклюзии:

  1. Возможность развития среди нейротипичных сверстников.
  2. Успешная социализация ребёнка с ОВЗ: воспитание максимальной самостоятельности и способности существовать в обществе.
  3. Развитие толерантности в обществе.
  4. Повышение социальной активности и статуса семей с ребенком с ООП. Как было раньше с малоэффективной интернатной системой — ущемление прав детей и семей с ребёнком с ООП, ограничение в опыте «нормотипичных» детей проявлении заботы и помощи сверстникам, имеющим ООП — уже невозможно.

Успешная инклюзивная среда базируется на трех основных и обязательных принципах:

  1. Инклюзия – это условие для развития и образования любого ученика. Различия между учениками — ресурсы, помогающие педагогическому процессу, а не препятствия, которые необходимо устранять и преодолевать.
  2. Инклюзия дает доступ к культурной среде. Для успеха среды важно создать безбарьерное пространство и обеспечить свободное общение.
  3. Адаптация к нуждам каждого ребёнка, без выделения какой-то одной группы детей.

Инклюзия и интеграция

Инклюзивное образование часто путают с интегрированным. Это ошибка.

Интеграция подразумевает обеспечение доступности обычной (!) образовательной программы внутри школьных стен для обучающихся с ОВЗ, прежде всего, – с ограниченными возможностями передвижения. Инклюзия же создает и поддерживает условия для совместного обучения в классе обычных детей и детей с ООП по разным (!) образовательным программам.

Важные принципы инклюзии:

  1. Выявление интересов ребенка, проявляющихся естественно, и профориентация в этой сфере. Чем раньше, тем лучше.
  2. Дозирование нагрузки.
  3. Школа для ребенка, а не ребенок для школы.
  4. Ориентация на преемственность во всех образовательных ступенях – учить в садике тому, что поможет учиться в школе; учить в школе тому, что ребёнок сможет реализовать в колледже; учить в колледже тому, что сможет реализовать в профессии.

Основные проблемы на пути к инклюзии и пути их преодоления

Инклюзия реализуется прежде всего через педагога, но подготовленных педагогов мало, а только вошедшие в этот процесс чаще всего сталкиваются с этими проблемами:

  1. Восприятие образа ребенка как «больного», восприятие ребенка как непредсказуемого в своем поведении.
  2. Восприятие некоторых чрезмерно проявленных интересов и привязанностей к какой-либо идее ученика рассматриваются как патологические.
  3. Проблемы с оцениванием ребенка, который не усваивает школьную программу.
  4. Ориентация в обучении ребенка на результат, а не на процесс.
  5. Появление на уроках других взрослых: тьютор, родитель в качестве тьютора.

Основной путь, который поможет справиться со всеми проблемами сразу — ПОНИМАНИЕ, ПОЧЕМУ ребенок ведет себя не так, как все, понимание специфики нарушений развития каждого конкретного ребенка и принятие "особости" ребёнка. Следующий шаг — понимание пути движения к "норме и следование этому пути.

Составляющие инклюзивной среды

Что делает инклюзивную среду инклюзивной?

Объектная составляющая:
  1. Навигация по школе: разметка, указатели (карточки-пиктограммы – на стенах и индивидуальные), таблички-тексты.
  2. Сенсорная среда: освещение, звуки (звонок, голос учителя), запахи, специальные сенсорные личные принадлежности.
  3. Мебель, организация пространства, место парты в классе.
  4. Учебные материалы – бумажные (в т.ч. карточки), электронные материалы.

Субъектная составляющая:
  1. Наличие взрослых, понимающих цели инклюзии, поддерживающих и транслирующих гуманистические ценности, способных работать в команде и встать на исследовательскую позицию. Это касается всех специалистов — от педагога до дворника, а также родителей обычных детей.
  2. Формирование у детей правильного отношения к детям с ООП, например, через «Уроки доброты» - РООИ «Перспектива» или личный пример. Привлечение детей к помощи сверстникам с ООП.
  3. Организация мероприятий, в которых ребёнок с ООП мог бы проявить себя: субботники, помощь в классе и пр.

Информационная составляющая:
  1. Методические материалы, пособия, в том числе карточки, аудио- и видеофайлы и другие электронные материалы.
  2. Адаптированная программа и индивидуальный учебный план.;
  3. Информационные брошюры.
  4. ТСО — планшеты, коммуникаторы и т.д.

Нормативная составляющая:
  1. Закон об образовании: большая свобода для локального регулирования процессов.
  2. Разнообразие характеристик инклюзивной среды. Ориентир на индивидуализацию.
  3. Перестройка сознания педагогического сообщества: осознанность и ответственность перед каждым ребёнком.

Дополнительная информация

Made on
Tilda