Лекция 7. Профориентация детей с ОВЗ
ОНЛАЙН-МАРАФОН ДЛЯ ВСЕХ, КТО СВЯЗАН С ДЕТЬМИ С ОВЗ
Выбираем правильную профессию
Родители детей с ОВЗ и иногда педагоги создают атмосферу гиперопеки, проявляют повышенную тревожность в процессе воспитания, бояться давать детям проявлять свою самостоятельность и активность. Причины этого понятны, но последствия могут быть грустными: ребенок вырастает неприспособленным к дальнейшей жизни. Последнее письмо нашего марафона о том, как помочь особенному ребенку найти свою профессию.
Профориентация детей с ОВЗ: общие факторы и формы работы
Профориентация — это специально организованная помощь по оптимизации процессов профессионального самоопределения. Факторы, которые необходимо учитывать при организации работы с подростками, имеющими особенности здоровья:

  • позиция родителей;
  • учет состояния здоровья, соотнесение его с требованиями профессии;
  • знание своих личностных особенностей, возможностей и способностей;
  • информированность о профессиональных деятельностях, для дальнейшего выбора той профессии, которая соответствует индивидуальным способностям;
  • поддержка со стороны педагогов.

Формы профессионально-ориентационной работы с детьми и подростками, имеющими отклонения в развитии, достаточно многообразны:

  • профессионально-ориентационные беседы;
  • занятия в кружках, мастерских;
  • экскурсии на предприятия, в профессиональные учебные учреждения, в службу занятости;
  • встречи со специалистами;
  • участие в «днях открытых дверей»;
  • участие в конкурсах, выставках, ярмарках изделий.

Как сказывается на особенном подростке правильная профориентационная работа?

Для подростка с ограничениями здоровья и жизнедеятельности правильность выбора сферы профессии принципиально важна в силу ряда обстоятельств.

Во-первых, выбор в значительной мере взаимосвязан с характером течения заболевания, когда род и условия профессиональной деятельности могут оказать на него позитивное или негативное влияние. Лучше бы позитивное.

Во-вторых, возможность успешного включения ребенка в систему трудовых отношений — один из основных механизмов социальной интеграции в целом, итоговая цель всего комплекса реабилитационных мероприятий.

В-третьих, сама возможность адекватного профессионального выбора затруднена из-за объективных ограничений видов профессиональной деятельности. Особенный подросток с этим сам не справится, тут точно нужна помощь.

Поэтому особое внимание в профориентационной работе должно уделяться:

  1. Комплексной диагностической оценки, преимущественно исходя из характера клинико-функциональных и психологических параметров, возможностей ребенка овладеть теми или иными видами профессиональной деятельности.
  2. Развитию наиболее универсальных умений, навыков и качеств, которые необходимы для профессиональной (трудовой) самореализации.
  3. Формированию таких интересов и установок, которые максимально ориентируют именно на показанные профессии.

Приемы и методы профориентационной работы с детьми и подростками с ОВЗ

8-11 лет
Профориентационные игры. Знакомство с профессиями.


Профориентационные игры — как эффективное средство влияния на профессиональное самоопределение школьников. Игра позволяет значительно активизировать учащихся на профориентационных занятиях, превратить из пассивных объектов в активных субъектов профессионального самоопределения. В игре профориентационный материал можно представлять в наглядной, предметной форме, что способствует его лучшему пониманию и запоминанию.

11-14 лет
Профессиональные пробы.


Профессиональное испытание, или профессиональная проверка, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющая завершенный вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии.

15-16 лет
Профессиональные пробы. Атлас будущих профессий.


Атлас – это инструмент профориентации, который может помочь школьникам, родителям и людям, находящимся в процессе профессионального самоопределения. Профессии в «Атласе» сгруппированы в зависимости от характера ограничения здоровья: «Профессии людей с расстройствами аутистического спектра», «Профессии людей с нарушением опорно-двигательного аппарата», «Профессии слабослышащих людей», «Профессии слабовидящих людей».

16-19 лет
Учебные мастерские.


Учебная мастерская — специальное помещение профессионального учебного заведения, оснащенное необходимым оборудованием, инструментами, приборами и другой оснасткой, предназначенное для производственного обучения.

Дополнительная информация

Made on
Tilda