Лекция 6. Психология общения. Взрослый и ребенок с ОВЗ
ОНЛАЙН-МАРАФОН ДЛЯ ВСЕХ, КТО СВЯЗАН С ДЕТЬМИ С ОВЗ
И как стать для ребенка с ОВЗ значимым взрослым
Стать для особенного ребёнка значимым взрослым, которому он начнёт доверять, — путь к решению многих проблем и ускоренному развитию. Возможно, в процессе выстраивания значимых отношений с ребёнком вы будете выглядеть в «глазах общества» странным или не от мира сего. Просто будьте к этому готовы.
Общение детей с ОВЗ: основные проблемы и пути их преодоления
Общение — обязательное условие процесса социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями. Оно важно для формирования активной речи, что служит основой психического и личностного развития: устраняются речевые недостатки, ребенок учится слушать и понимать поступающую к нему информацию и в соответствии с ней действовать. Общение помогает сформировать коммуникативные и другие качества, необходимые для нормального вхождения в окружающий его социальный мир.


Но всё это справедливо, если речь идет о правильном общении, а с ним-то как раз и бывают основные сложности,которые возникают из-за недопонимания особенностей развития и восприятия особенных детей:

  • Неравномерность развития разных сфер жизни. Об этом очень важно помнить.
  • Рассогласованная работа сенсорных систем. Это очень важно учитывать.
  • Высокий уровень тревожности и низкая мотивированность к изучению окружающего мира. Здесь поможет сопереживающая и поддерживающая позиция
  • Трудности в установлении причинно-следственных связей в ситуации общения с людьми, поэтому проговариваем, объясняем, показываем, рисуем. «Социальные истории» будут вам в помощь.
  • Трудности в понимании абстрактных понятий. Это надо учитывать, а значит общаться общаемся на простом языке. Юмор, намёки, подтекст, метафоры и т.п. — всё это стараемся использовать очень дозированно.

Какие еще особенности детей с ОВЗ важно учитывать при выстраивании контакта?

Пожалуйста, всегда помните, что ребенок с ОВЗ — другой. Его может отличать:

  • Скорость обработки входящих сигналов. Даем время на понимание, на ответ.
  • Интересы, то есть включение в задания тематики интересов ребенка. Разделять интерес эмоционально и деятельностно важно с каждым человеком.
  • Утомляемость. Давайте чаще отдыхать
  • Желание поощрения — пищевое, карточки, жетоны, физическое – «дай пять» и т.п., словесное. Это нормально!
  • Повышенная доверчивость. Принимайте как данность, уважайте и не злоупотребляйте доверием.
  • Сложности в планировании и ориентировке во времени. Учите альтернативным способам: визуальному расписанию, PECS, звуковым подсказкам и др.
  • Неспособность терпеть дискомфорт. Предупреждайте по возможности, учите справляться, переключайте внимание

Определение интересов ребенка

Учитывать интересы другого — в целом, важный аспект правильного общения. Как учитывать интересы особенного ребенка?

  1. Интерес нередко равен тому, что хорошо получается. Хорошо бы это и развивать, при условии, что ребёнку это нравится.
  2. При гипер или гипо-чувствительность важно добавить соответствие: гипо — усиливаем, а гипер — уменьшаем.
  3. Если ребенок визуал, то есть внимательно смотрит на изображения, он может захотеть забрать их с собой. Учитывайте социально приемлемые действия в соответствии с уровнем актуального развития.
  4. Если ребенок аудиал — слушает и реагирует на звуки (например, может зажать уши), подстройтесь под это: не говорите громко или наоборот слишком тихо, понаблюдайте, что из звуков особенно нравится, включайте их для поощрения.
  5. Если ребенок кинестетик – очень быстро передвигается, пытаться взять в рот предметы или понюхать или лизнуть, научите его социально приемлемому поведению, найдите предметы, помогающие социально-приемлемой стимуляции.

Общие правила

Не забывайте, что если ребёнок не говорит, это не значит, что он не понимает.

Если ребёнок говорит хорошо и много, это не значит, что он мыслит также, как и мы.

Если ребёнок использует обидные слова, как правило, он не вкладывает в них тот же смысл, что и взрослые.

Многие очевидные для нас вещи ребёнок может не знать или не понимать – нужно объяснять – простым языком (!).

Если ребёнок дерётся или проявляет другие агрессивные действия — значит, он не знает (или не может) как по-другому объяснить, что ситуация для него непереносима.

Дополнительная информация

Made on
Tilda