Лекция 1. Диагностика детей с ОВЗ
ОНЛАЙН-МАРАФОН ДЛЯ ВСЕХ, КТО СВЯЗАН С ДЕТЬМИ С ОВЗ
Куда идти, как диагностировать?
В современном образовании есть трудности с дифференциальной диагностикой детей с проблемами в развитии и, а может или, обучении. Нет единых подходов в диагностике между ведомствами и узкими специалистами, родители не владеют информацией, куда можно обратиться, если есть какие-то вопросы по воспитанию и развитию ребенка. Давайте разбираться.
От рождения до трех лет
Диагностировать в этом возрасте сложнее, но полезнее из-за пластичности нервной системы. Диагностика детей младенческого и раннего возраста помогает контролировать ход психического развития ребенка для последующей своевременной коррекции выявленных отклонений.

Важно понимать: Чем раньше начинаем, тем более полными могут оказаться коррекция и компенсация дефекта, а в некоторых случаях — предупреждение вторичных нарушений развития. Именно на вторичные отклонения мы можем (и должны) повлиять в ходе психолого-педагогической работы.

Задачи ранней диагностики:

  1. Раннее выявление отклонений в развитии.
  2. Определение причин и характера первичных нарушений развития обследуемого ребенка, а также степени выраженности нарушений.
  3. Выявление индивидуально-психологических особенностей развития обследуемого ребенка.
  4. Определение специфических образовательных потребностей ребенка, путей коррекционно-развивающего воздействия.
  5. Обоснование психолого-педагогического прогноза.

В основе комплексной диагностики — своевременное (!) выявление отклонений в различных функциональных системах. Это можно сделать с помощью следующих методов:

  1. Изучение медицинской и педагогической документации детей, сбор и анализ анамнестических данных.
  2. Беседа с родителями, врачами — неврологом, детским психиатром: сбор сведений о раннем моторном, нервно-психическом, доречевом развитии детей на первом году жизни.
  3. Педагогическое наблюдение в процессе свободной деятельности ребенка, на специальных занятиях у дефектолога, логопеда, воспитателя, во время режимных моментов
  4. Индивидуальный обучающий эксперимент: задания, адекватные возрасту и состоянию.

Больше информации о методиках и технологиях на курсе повышения квалификации "Диагностика и ранняя помощь детям с ОВЗ от 0 до 3 лет". Посмотреть программу

Основные принципы диагностики

  1. В ходе обследования важно выявить как нарушения развития, так и сохранные функции: они составят основу для последующих коррекционно-развивающих мероприятий.
  2. Дифференциальная диагностика предполагает мониторинг изменений, которые происходят в процессе развития с учетом возрастных особенностей ребенка. Это важно при организации обследования, выборе диагностического инструментария и анализе результатов изучения. Повторное диагностическое обследование важно для уточнения заключения.
  3. Диагностика проводится только специалистами, имеющими профильное образование и опыт работы с детьми не менее 5 лет. Для качественной дифференциальной диагностики необходима междисциплинарная команда, в составе которой будут и врачи, и педагоги, и психологи.

ПМПК

ПМПК — психолого-медико-педагогической комиссия, на которой как раз происходит комплексная диагностика ребенка на наличие диагнозов и определение возможности обучения в общеобразовательной школе.

По закону обследование детей на ПМПК может проводиться по инициативе и заявлению родителей или законных представителей или по направлению любой организации — образовательной, медицинской и пр. Если организация направила, а родители категорически отказываются от прохождения ПМПК, то согласно закону «Об образовании в РФ» и в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, ответственность несут родители. Их задача — исполнить право ребенка на образование.

Обследование детей осуществляется только в присутствии родителей или законных представителей и только соматически здорового ребенка. Иногда, в случаях болезни родителей или их долгой рабочей командировки, оформляется доверенность установленного образца на ближайшего родственника или сотрудника образовательной организации, например, социального педагога.

Чтобы диагностика прошла максимально эффективно, лучше убрать фактор неожиданности и сопутствующий ему стресс, то есть подготовить ребенка и настроится самим. К чему готовиться:

  1. К стандартным вопросам, на которые обычный ребенок в состоянии ответить: рассказать о себе, своих родных и друзьях, о своих занятиях и занятиях друзей, о доме, о домашних питомцах, об окружающем мире и пр.
  2. К показу стандартных действий, которые проверяют координацию движений и развитие моторики: попрыгать, поймать мяч, дотянуться до носа, встать на одну ногу и пр.
  3. К проверке памяти: повторить названные слова, к работе с картинками.
  4. К проверке речи ребенка: здесь надо будет просто поговорить.

По итогам обследования комиссия готовит протокол ПМПК, с которым должны ознакомиться родители или законные представители под роспись. В отчете ПМПК будет содержаться рекомендации (!) родителям по возможности обучения в обычной школе или необходимость коррекционной, необходимости дополнительных занятий и с каким специалистом.

Где проходить диагностику?

В каждой муниципальной территории есть консультационные пункты по оказанию ранней помощи семьям с детьми с проблемами в развитии. Адреса консультационных пунктов размещены на сайте министерств образования и науки регионов.

Дополнительная информация

Made on
Tilda